Аэродинамическое качество это
1) А. к. самолёта, планёра и других подобных им летательных аппаратов — отношение подъёмной силы Ya, действующей на летательный аппарат, к сопротивлению аэродинамическому Хa при данных условиях полёта: K = Ya/Xa. Для самолёта, совершающего горизонтальный установившийся полёт при малом угле атаки, сила сопротивления уравновешивается тягой Т силовой установки, а подъёмная сила — весом самолёта G.
Поэтому А. к. оказывается равным K = G/T, то есть представляет собой отношение веса самолёта к тяге и характеризует экономичность самолёта (например, определяет максимальную дальность полёта с заданным запасом топлива). У лучших современных спортивных планеров при малых скоростях полёта А. к. достигает значений 35—40, для самолётов благодаря рациональной аэродинамической компоновке крыла, воздухозаборников и других элементов удаётся получить значения А. к. 15—20 в зависимости от назначения самолёта. При сверхзвуковых скоростях А. к. значительно меньше, например, для самолёта «Конкорд» на крейсерском режиме полёта с Маха числом M = 2 оно равно 7. В связи с этим разработан ряд конструктивных мер, направленных на повышение А. к. сверхзвуковых самолётов. В частности, используется эффект «полезной» интерференции аэродинамической между гондолой двигателей и крылом при её установке на нижней поверхности крыла; достигается уменьшение индуктивного сопротивления путём выбора формы срединной поверхности крыла и формы в плане; предложены новые аэродинамические схемы самолёта, позволяющие уменьшить сопротивление, связанное с балансировкой.
2) А. к. вертолёта. Различают эквивалентное А. к. и качество вертолёта. Эквивалентное А. к. Kэ равно отношению веса вертолёта к его так называемому эквивалентному сопротивлению Хэ:
Kэ = G/Xэ
(здесь Xэ = Nг.п./V, где V — скорость установившегося горизонтального полёта, Nг.п. — мощность, подводимая к винту на этом режиме полёта). Качество вертолёта Кв равно отношению веса вертолёта к его сопротивлению Rxaс при полёте в режиме авторотации несущего винта, взятому с обратным знаком:
Kв = G/Rxac.
Величины Кэ и Кв связаны между собой соотношением
Кэ = ( n)вКв,
где (n)в = -VRxac/Nг.п. — пропульсивный коэффициент полезного действия вертолёта. Знание значений Кв и (n)в позволяет определить вертикальную скорость Vya или ускорение V вертолёта в зависимости от избытка мощности несущего винта. На режиме авторотации Кв определяет установившуюся скорость снижения вертолёта при постоянной горизонтальной скорости. Понятия Кэ, Кв применяются при V > 100 км/ч; при этом в диапазоне 100 < V < 200 км/ч Kв = 9—7, Кэ — от -6,5 до -4,5; при V около 300 км/ч Kв = 5—3, Kэ — от -4 до -2,5.
Источник: Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
Видео
Аэродинамика для всех - Часть 4 Аэродинамические характеристики, Поляра
Увеличиваем аэродинамическое качество планера
Почему воздушный поток над аэродинамическим профилем движется быстрее, чем под ним?
Учебный фильм: Общие основы аэродинамики
Аэродинамика для всех – Часть 1 Начало видеокурса
Лекция 1 Основы авиастроения. Часть 2 Практическая аэродинамика самолета
Зачем нужны винглеты? Почему на МС-21 их нет?
Bombardier Global 6500 - крылатый лимузин
Аэродинамика для всех - Часть 8 Горизонтальный полёт Кривые Жуковского
15x4 -15 минут про механику полета
АЭРОДИНАМИКА. Нам врали все эти годы? Внимание на подъёмную силу. Теория параплана простыми словами
Аэродинамика для всех - Часть 10 Снижение | Поляра скоростей снижения | Дальность планирования
Общие основы аэродинамики.
Обзор параплана Davinci Gliders CLASSIC EN B / Davinci Gliders CLASSIC EN B paraglider review
15x4 - 15 минут о безмоторной авиации
Отличное качество современного крыла
“Археоптерикс“- необычный универсальный немецкий планер
Амфибия Л-44м с новой лодкой. Малая авиация. Гидросамолет
Аэродром Ватулино
Аэродинамика автомобиля - познавательное видео (Cx аэродинамическое сопротивление автомобилей СССР)