Боевые машины вермахта. Легкий танк Pz Kpfw I (Sd Kfz 101) (видео обзоры)


Боевые машины вермахта. Легкий танк Pz Kpfw I (Sd Kfz 101) это
В 1933 г. управление вооружений сухопутных войск предложило пяти фирмам («Крупп», «Геншель»1, MAN, «Крупп-Грузон» и «Даймлер-Бенц») разработать проект 5-тонного танка. По три машины каждой фирмы с примерно одинаковыми параметрами (массой 3,5 т и скоростью 37 км/ч) весной 1934 г. (без вооружения) поступили в учебные подразделения. После сравнительной оценки проектов и обкатки в войсках предпочтение отдали крупповскому образцу, который создали инженеры Гогельлог и Вольферт.

        Считается, что немецкие конструкторы ориентировались на английскую танкетку «Виккерс-Карден-Лойд» MkVI. Существует две версии этой легенды. По первой — якобы Советское правительство передало немцам две машины из приобретенных в 1929 г. для бронесил Красной Армии. Английские источники утверждают, что в 1932 г. немецкая фирма А. Новак купила три шасси этой танкетки. В любом случае, как видим, повод у немцев для тщательного изучения английской техники был.

        Выпускавшиеся серийно с июля 1934-го по 1936 г. Pz Kpfw I Ausf А комплектовались 57-сильными четырехцилиндровыми двигателями воздушного охлаждения «Крупп» М305. Силовая передача — механическая, производства «Райнметалл-Борзиг», с пятиступенчатой коробкой передач и бортовыми фрикционами в качестве механизмов поворота. Корпус сварной из катаных броневых листов средней твердости, с расширенной подбашенной коробкой. В верхнем лобовом листе расположен люк для доступа к агрегатам трансмиссии. Место водителя смещено влево ог продольной оси по ходу движения.
Низкая башня смещена соответственно вправо. Эта модификация имела смешанную подвеску ходовой части — передний каток на индивидуальном узле со спиральной пружиной, остальные блокировались попарно с листовыми четвертьэллиптическими рессорами. Задний каток выполнял роль ленивца. Отличительной особенностью являлась балка жесткости, соединяющая обе тележки катков. Танк вооружался спаренной пулеметной установкой в башне. Всего построили 818 Pz Kpfw I Ausf А.

        В 1935 г. в результате модернизации появился Pz Kpfw I Ausf В. На нем установили более мощный шестицилиндровый мотор фирмы «Майбах», из-за чего повысилась скорость движения. Увеличили и длину корпуса — ввели еще один каток и приподняли ленивец. Танк «потяжелел», но бронирование и вооружение остались прежними. Эти машины выпускались до июня 1937-го (всего 675 единиц), а строительство шасси продолжалось до 1941 г.

        С самого начала танки Pz Kpfw I рассматривались как учебные. Но им все же пришлось «понюхать пороха»: в 1937 г. в Испании (88-й танковый батальон «Легиона Кондор»), затем в Польше, Франции, Северной Африке и СССР. На 1 сентября 1939 г. в войсках имелось 1145 машин, а на 1 июня 1941-го их числилось 843. В 1942 г. оставшиеся около 700 Pz Kpfw I наконец-то перевели в ранг чисто учебных и в боях использовали разве что против партизан.

        В 1935 — 1937 гг. фирма «Даймлер-Бенц» построила 184 малых командирских танка Kl Pz Веf Wg I Ausf В (Sd Kfz 265). Вместо башни они имели вместительную рубку с пулеметом в шаровой установке. Боевая масса — 5,9 т, экипаж — три человека. Использовались командирами танковых рот, батальонов, полков и бригад. Придавались также подразделениям связи и артиллерийской разведки.

        В 1936 — 1938 гг. выпустили 164 легкие ремонтно-эвакуационные машины Berge Pz I Ausf В. Без башни, вооружения и кранового оборудования их масса составляла 4 т. В экипаж, помимо командира и водителя, входили несколько ремонтников. В сентябре 1939 г. 51 танк переделали в транспортеры боеприпасов Mun Schl. Башню сняли, а отверстие под нее закрыли броневым листом. Со временем обе модификации стали базовыми (после переделки) и для некоторых образцов самоходных установок. И еще по крайней мере три танка переделали в огнеметные машины — Flammenwerfer auf Pz Kpfw I Ausf A.

        Хотя с 1937 г. серийный выпуск Pz Kpfw I, по сути, прекратился, конструкторы продолжали их усовершенствовать, главным образом за счет усиления бронирования. В 1942 г. специалисты фирмы «Краусс-Маффай» предложили две небольшие партии экспериментальных танков. В начале 1942 г. появилось 30 машин VK1801 (или Pz Kpfw I Аusf F) массой 21 т и с 80-мм броней со всех сторон корпуса и башни. Вооружение и экипаж остались прежними. Танк получил новую ходовую часть — катки большого диаметра на торсионной подвеске, расположенные в шахматном порядке. Ее разработал инженер Г. Книпкамп. Не совсем ясно назначение этих машин. При уменьшившейся до 25 км/ч максимальной скорости они превратились в подобие подвижных ДОТов.

        К осени того же года построили 40 единиц VK 601 (или Pz Kpfw I Ausf С). Это действительно было нечто новое. Танк массой 8 т с двигателем мощностью 150 л. с. развивал скорость 64, а по другим данным — даже 79 км/ч. Изменилось вооружение. Хотя и были оставлены пулеметы, но разного калибра 13,2 и 7,92 мм (по другим данным, 20-мм пушка и 7,92-мм пулемет). Толщина лобовой брони доходила до 30, а бортовой — до 20 мм. Эту машину, по-видимому, создавали для специальных операций, поскольку предусматривалась ее транспортировка по воздуху гигантским планером Me323. А вот на роль маневренного бронированного разведчика она подходила мало, так как экипаж, как и прежде, состоял из двух человек.

        По крайней мере восемь VK1801 воевали на советско-германском фронте в составе 1-й танковой дивизии. В это же соединение вермахта поступили и два VK601, остальные участвовали в боях во Франции в 1944 г.

        1 Написание имен собственных оставлено в авторском варианте, в соответствии с печатным текстом книги «Бронетехника Германии 1934 — 1945 гг. Иллюстрированный справочник». Там же приведено личное мнение И. П. Шмелева по поводу транслитерации и произношения немецких имен и названий.

Тактико-техническая характеристика

Производство танков семейства Pz Kpfw I

Библиография:

Бронетехника Германии 1934-1945 гг.: Иллюстрированный справочник / И. П. Шмелев. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Источник: Энциклопедия танков. 2010.

Видео

Первый Танк Вермахта Panzer I Pz I Т-I Panzerkampfwagen I Pz.Kpfw.I

Первый Танк Вермахта Panzer I Pz I Т-I Panzerkampfwagen I Pz.Kpfw.I

Pz.Kpfw. I - Самый НЕОБЫЧНЫЙ трактор. Первый Немецкий танк Т-1. Танки Вермахта Второй Мировой

Pz.Kpfw. I - Самый НЕОБЫЧНЫЙ трактор. Первый Немецкий танк Т-1. Танки Вермахта Второй Мировой

Немецкий ЛЕГКИЙ Танк Панцер-II(Pz.Kpfw. II). Танки Вермахта Второй Мировой. История танкостроения

Немецкий ЛЕГКИЙ Танк Панцер-II(Pz.Kpfw. II). Танки Вермахта Второй Мировой. История танкостроения

Танки 3 Рейха (3 диск)

Танки 3 Рейха (3 диск)

Panzerkampfwagen II, он же Т-II. Второй танк Вермахта

Panzerkampfwagen II, он же Т-II. Второй танк Вермахта

Чехословацкий легкий танк LT vz.38 на службе вермахта в годы второй мировой. Немецкий Pz. Kpfw.38(t)

Чехословацкий легкий танк LT vz.38 на службе вермахта в годы второй мировой. Немецкий Pz. Kpfw.38(t)

Быстроходный танк Вермахта.Pz.2 D.

Быстроходный танк Вермахта.Pz.2 D.

Лучший средний танк Второй Мировой. Немецкий средний танк Pz.Kpfw. IV. Бронетехника Вермахта

Лучший средний танк Второй Мировой. Немецкий средний танк Pz.Kpfw. IV. Бронетехника Вермахта

Бронеавтомобили Германии. Часть 1: колесные бронеавтомобили вермахта

Бронеавтомобили Германии.  Часть 1: колесные бронеавтомобили вермахта

Фильм про танки.Немецкий Pz.Kpfw.I, Pz.I. Легенда легкого танкостроения сил Германии.World of Tanks

Фильм про танки.Немецкий Pz.Kpfw.I, Pz.I. Легенда легкого танкостроения сил Германии.World of Tanks

Как была организована Танковая рота Вермахта? Тактика немецких танковых войск

Как была организована Танковая рота Вермахта? Тактика немецких танковых войск

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ Немецкий легкий разведывательный танк Лукс(Luchs). Танки Вермахта Второй Мировой

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ Немецкий легкий разведывательный танк Лукс(Luchs). Танки Вермахта Второй Мировой

✠ Легкий танк Pz Kpfw 38(t)

✠ Легкий танк Pz Kpfw 38(t)

Немецкий легкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.A с рабочими траками в масштабе 1:16 от компании Takom

Немецкий легкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.A с рабочими траками в масштабе 1:16 от компании Takom

Sd Kfz 251-универсальный солдат Вермахта.

Sd Kfz 251-универсальный солдат Вермахта.

Танки Второй Мировой войны. 1 серия

Танки Второй Мировой войны. 1 серия

"Luchs" Немецкий лёгкий танк разведки. Времен Второй Мировой войны.

"Luchs" Немецкий лёгкий танк разведки. Времен Второй Мировой войны.

Sd.Kfz 251: главный бронетранспортёр вермахта

Sd.Kfz 251: главный бронетранспортёр вермахта

НАХВАЛЕННЫЕ Немецкие танки второй мировой. Лучшие Танки Вермахта

НАХВАЛЕННЫЕ Немецкие танки второй мировой. Лучшие Танки Вермахта

НЕСОКРУШИМЫЕ Немецкие танки второй мировой. Бронетехника и Танки Германии времен второй мировой

НЕСОКРУШИМЫЕ Немецкие танки второй мировой. Бронетехника и Танки Германии времен второй мировой
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.