Бронетрактора


Бронетрактора это

Погрузка трофейного трактора «Буллок-Ломбард» на платформу.

        Первый бронетрактор в России был изготовлен на Путиловском заводе в конце 1916 года. Проект бронировки разработал полковник артиллерии Гулькевич, базой служило шасси американского трактора фирмы «Аллис-Чалмерс». Бронетрактор, названный «Ахтырец», использовался во время гражданской войны в составе 3-го авто-бронеотряда Красной Армии.

Испытания бронетрактора «Буллок-Ломбард», построенного на заводе «Судосталь». Район г.Новороссийска 1919г.

        Некоторое количество машин аналогичных конструкций было изготовлено для бронечастей Белой армии на заводах Юга России. Здесь работы по созданию бронированных тракторов начались в начале 1919 года. Основным побудительным мотивом было не только малое количество броневых автомобилей в частях белых, а главным образом то, что почти вес имевшиеся броневики были сильно изношены и обладали очень низкой проходимостью. С весны 1919 года в состав Вооруженных Сил Юга России из Англии стали поступать трактора «Холт», «Буллок-Ломбард «(в документах красных проходят как «Висконсин» — по названию штата в США, где находился завод-изготовитель), «Рустон» и «Клейтон» (все эти тракторы были штатными артиллерийскими тягачами в английской армии в годы Первой мировой войны). Работы но их бронировке велись па Ревельском заводе и заводе Судосталь в Новороссийске. Уже в феврале 1919 года в состав 3-го бронеотряда 2-го бронедивизиона Кавказской Добровольческой армии вошли два бронетрактора — «Доблестный лабинец» и «Генерал Улагай» — изготовленные на шасси тракторов «Буллок-Ломбард» (номера двигателей тракторов 50 и 89). Вооружение каждого состояло из пяти пулеметов Максима. Обе машины получились довольно удачными и активно использовались в боях против красных частями 2-го Кубанского корпуса. В конце 1919 года оба бронетрактора попали в руки красных. Но не все попытки белых были удачными. Так, 1 апреля 1919 года в Новочеркасск с Ревельского завода в Новороссийске прибыл бронированный трактор «Астраханец». Машина сразу же была отправлена на фронт 3-й Донской армии, а на следующий день, 2 апреля, начальник штаба 3-й армии Говоров телеграфировал в Екатеринодар; «Присланный и армию броневик «Астраханец» оказался непригодным для действий. Проведенное испытание дало плачевные результаты: после 100 сажень хода вода в радиаторе начала кипеть, второстепенные пулеметные установки мертвые, две имеющиеся башни не вращаются. По заявлению командира броневика испытания ему перед отправлением сделано не было, а сдан уже погруженным на платформу с приказанием отправляться как можно быстрее, в результате бесцельный проезд туда и обратно и потеря времени на исправление. В общем отличная идея использования тракторов и никуда не годное выполнение и преступная небрежность лиц, непосредственно отправляющих сюда броневик. Трактор приказано снова погрузить и отправить обратно». Документ, как говорится не требует комментариев. О дальнейший судьбе «Астраханца» сведений нет. Известно только, что он находился на ремонте на Ревельском завело в конце апреля 1919 года.

Трофейный бронетрактор «Буллок-Ломбард», построенный на заводе «Судосталь». Москва 1920 г

        Кроме этих машин но документам известны еще несколько бронетракторов в составе Вооруженных Сил Юга России, Так, в состав бронечастей Донской армии в апреле 1919 года был включен бронированный трактор под названием «Полковник Безмолитвенный». Он был вооружен одним орудием и шестью пулеметами и имел экипаж 11(!) человек. Машина подучилась очень тяжелой маломаневренной и использовалась в качестве учебной. К сожалению, марка трактора неизвестна (КЛЕЙТОН).

Трофейный бронетрактор «Клейтон». (Фото из журнала «Броневое дело»)

        О бронированных тракторах сообщал на допросе 1 мая 1919 года перебежчик из Добровольческой армии поручик Г.Петрашин: «В Екатерннодаре я видел танки, но не английские, а русские, переделанные из тракторов и вооруженные пулеметами.» Сейчас трудно сказать, сколько бронетракторов было построено белыми, ведь документов по известным причинам практически не сохранилось. Правда, кое-что можно узнать из документов бронечастей Красной Армии. Так, 29 ноября 1920 года в Бронеотдел Главного Военно-Инженерного Управления поступила телеграмма: «В Таганроге комиссия под председательством Ингусо Граевского произвела испытание бронетрактора фирмы «Ломбард» и признала, что таковой как боевая единица к использованию на фронте непригоден.» Два других трофейных «Ломбарда» предполагалось использовать в боях. Обе машины доставили на Броневой авторемонтный завод в Москве в сентябре 1920 года, где предполагалось усилить их вооружение установкой 47-мм морской пушки Гочкиса. Однако, этот проект реализован не был. Кроме бронированных, па тракторной базе изготавливались и импровизированные самоходные артиллерийские установки. Они представляли собой морские орудия калибром до 120-мм, установленные за броневым щитом на платформе тракторов. Изготовление таких машин велось на заводе Неф-Вильде в Таганроге, но судя по всему, было построено всего несколько пггук. Организационно все эти трактора входили в состав 6-го тракторного дивизиона морской тяжелой артиллерии Кавказской армии. Весной 1920 года в ходе боев на Кубани весь состав дивизиона попал в руки красных. Трофейные машины передали в 34-й сводный тяжелый гаубичный дивизион 9-й Кубанской Красной Армии. Во время боев с десантом генерала Улагая на Кубани, красные использовали одну «бронетракторную батарею», потерянную в районе станции 1 Ново-Джерелиевской 18 августа 1920 года.

        Трофейные бронетрактора недолго были в составе бронечастей Красной армии, и 1921-1923 годах они были разбронированы.

Библиография:

АРМАДА № 14

Источник: Энциклопедия танков. 2010.

Вы знали что это такое?