Челюскинская эпопея (видео обзоры)


Челюскинская эпопея это
10 августа 1933 из Мурманска вышел грузо-пассажирский пароход «Челюскин» с заданием пройти за одну навигацию Северный морской путь и выйти через Берингов пролив в Тихий океан. Возглавил экспедицию начальник Главсевморпути профессор (впоследствии академик) О. Ю. Шмидт, капитаном парохода был В. И. Воронин. 13 февраля 1934 «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в Чукотском море в 287 км от мыса Северного (ныне мыс О. Шмидта) и в 267 км от мыса Уэлен. Люди успели высадиться на льдину, выгрузили всё необходимое и разбили лагерь. 14 февраля была организована правительственная комиссия по спасению челюскинцев во главе с В. В. Куйбышевым. Основные надежды на оказание помощи потерпевшим бедствие были связаны с авиацией. В то время в северных районах страны не было ещё достаточного количества авиабаз с аэродромами, запасами горючего, обеспечением метеоинформацией. Предстояло летать в безлюдной и безориентирной местности на самолётах, которые не были утеплены, оснащались простейшим навигационным оборудованием и не имели радиосвязи. Лётчикам противостояли жестокие морозы, туманы, шквальные ветры, многодневная пурга, обледенение машин, внезапные перемены погоды.

Наиболее близко к лагерю Шмидта — в бухте Лаврентия — оказался полярный лётчик А. В. Ляпидевский. После 29 попыток он 5 марта пробился к лагерю, посадил свой двухдвигательный самолёт АНТ-4 на небольшой, окружённый торосами ледовый аэродром и вывез в посёлок Уэлен 10 женщин и двух детей (челюскинцам придётся неоднократно готовить аэродромы заново, так как их разрушала подвижка льдов).
Позднее, при перелёте в посёлке Ванкарем, где организовывалась главная база, Ляпидевский из-за поломки двигателя совершил вынужденную посадку и не смог более принимать участие в спасательных работах.

В США были закуплены два 9-местных пассажирских самолёта Консолидейтед «Флестер» с тем, чтобы достигнуть Чукотки со стороны Аляски. За ними отправились лётчики С. А. Леваневский и М. Т. Слепнёв, а также уполномоченный правительственной комиссии полярный исследователь Г. А. Ушаков. Самолёты перегнали в г. Ном на Аляске. Оттуда 29 марта Леваневский вылетел с Ушаковым, но над Чукоткой попал в крайне тяжёлые метеорологические условия; во время аварийной посадки его самолёт получил значительные повреждения и в дальнейших спасательных работах участия принять не смог. Стартовавший через несколько дней Слепнёв перелетел в Ванкарем, а 7 апреля совершил посадку в лагере, повредив при этом самолёт о ледяную глыбу. В тот же день в лагерь прилетели Н. П. Каманин (командир лётного спасательного отряда, выделенного Особой Дальневосточной армией) и В. С. Молоков (входил в группу гражданских лётчиков) на самолётах Р-5 и вывезли 5 человек, а Слепнёв после трёхдневного ремонта самолёта вернулся на базу, также взяв 5 человек. На льдину он больше не летал, а переправил вывезенного Молоковым больного Шмидта в Ном (этим же рейсом на родину возвратились механики самолётов «Флестер»).

Самолёты Р-5 группы Каманина, доставленные по железной дороге, были 2 марта отправлены вместе с экипажами из Владивостока на Чукотку пароходом «Смоленск», однако из-за сложной ледовой обстановки дошли только до мыса Олюторского на Камчатке. 21 марта с побережья залива Олюторский вылетели 5 самолётов Р-5, однако Ванкарема 7 апреля достигли только самолёты Каманина и Молокова. В период 7—13 апреля они выполнили по 9 рейсов между базой и лагерем и вывезли соответственно 34 и 39 человек. Для увеличения загрузки самолёта под крылом Р-5 прикрепляли по 2 фанерных футляра для грузовых парашютов, в которых лёжа мог размещаться человек. Молоков, летавший без штурмана, брал в двухместный самолёт до 6 пассажиров.

3 самолёта были доставлены по железной дороге в Хабаровск. Группа вылетела оттуда 17 марта. Сложный путь протяжённостью свыше 5000 км преодолели М. В. Водопьянов на П-5 (гражданский вариант самолёта Р-5) и И. В. Доронин на ПС-3 и 12 апреля подключились к спасательным работам. Водопьянов 12—13 апреля сделал 3 рейса и вывез 10 человек, а Доронин из-за поломки шасси при взлёте 12 апреля с лагерного аэродрома вынужден был ограничиться загрузкой 2 пассажиров.

13 апреля Водопьянов, Каманин и Молоков выполнили, заключительный вылет в лагерь и доставили на Большую землю последних 6 человек из 104 высадившихся на льдину (2 апреля на снятом с «Челюскина» небольшом самолете-амфибии Ш-2 в Ванкарем перелетел лётчик М. С. Бабушкин со своим механиком).

16 апреля было учреждено звание Героя Советского Союза, и первыми этого звания 20 апреля были удостоены лётчики Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов, Доронин. Члены экипажей самолётов были награждены орденами Ленина, а челюскинцы орденами Красной Звезды. Челюскинцы и авиаторы были доставлены из бухты Провидения во Владивосток пароходом «Смоленск», а далее специальным железнодорожным экспрессом в Москву. Их восторженно приветствовали на всех остановках в пути следования, а 19 июня состоялась торжественная встреча в Москве, Ч. э. по масштабам спасательных работ заняла особое место в истории покорения Арктики и явилась одной из ярких страниц в истории советской авиации.

Источник: Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

Видео

Челюскинская эпопея. Документальный фильм, 1974 / XX век

Челюскинская эпопея. Документальный фильм, 1974 / XX век

Челюскинцы (hd) Совершенно Секретно

Челюскинцы (hd) Совершенно Секретно

Тайны века - Челюскин. Обреченные на подвиг.

Тайны века - Челюскин. Обреченные на подвиг.

Герои, вмерзшие в лед

Герои, вмерзшие в лед

Страшная тайна челюскинцев.

Страшная тайна челюскинцев.

"Челюскинская эпопея". Фрагмент документального фильма (1974)

"Челюскинская эпопея". Фрагмент документального фильма (1974)

"Челюскинская эпопея". (1974) // XX век @Телеканал Культура

"Челюскинская эпопея". (1974) // XX век @Телеканал Культура

Челюскинцы две серии Кино СССР Владивосток, бухта Золотой рог УТС 263

Челюскинцы две серии Кино СССР Владивосток, бухта Золотой рог УТС 263

«Челюскин». Раздавленный льдами

«Челюскин». Раздавленный льдами

Челюскинская эпопея

Челюскинская эпопея

7. "Челюскинская эпопея"

7. "Челюскинская эпопея"

Челюскинская эпопея (1974)

Челюскинская эпопея (1974)

Челюскинцы Первая Серия Владивосток, бухта Золотой рог УТС 263

Челюскинцы Первая Серия Владивосток, бухта Золотой рог УТС 263

Челюскинцы \ Увертюра из х\ф "Два капитана"

Челюскинцы \\ Увертюра из х\\ф "Два капитана"

Битва за Север. Фильм 2. "Челюскин"

Битва за Север. Фильм 2. "Челюскин"

«Челюскинская эпопея – трагедия, ставшая триумфом»

«Челюскинская эпопея – трагедия, ставшая триумфом»

ВЫСТАВКА «ЧЕЛЮСКИНСКАЯ ЭПОПЕЯ» ОТКРЫЛАСЬ В МУЗЕЕ 09.07.19

ВЫСТАВКА «ЧЕЛЮСКИНСКАЯ ЭПОПЕЯ» ОТКРЫЛАСЬ В МУЗЕЕ 09.07.19

Спасение челюскинцев. Одни во льдах | @Русское географическое общество

Спасение челюскинцев. Одни во льдах | @Русское географическое общество

Воспоминания Николая Каманина о челюскинцах (1974)

Воспоминания Николая Каманина о челюскинцах (1974)
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.