фенестрон


фенестрон это
см. в ст. Рулевой винт.

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн.
2006.

Фенестрон
(от лат.
fenestra — окно) — балансировочное (см. Балансировка) и рулевое устройство вертолёта с одним несущим винтом; представляет собой винт (вентилятор), установленный в тоннеле в киле вертолёта . Получил широкое применение на лёгких вертолётах (Аэроспасьяль SA360 — SA366 (Франция) и др.) в 70—80-х гг. Ф. эффективен, если глубина h тоннеля составляет не менее 0,8 радиуса R винта Ф., плоскость винта расположена на расстоянии около 0,25h от плоскости входа, расширение тоннеля после плоскости винта умеренное и протекание воздуха безотрывное. Отношение тяги Tв винта к полной тяге Т устройства

Тв/Т = F/(2F(∞)),

где F — ометаемая винтом площадь, F(∞) — площадь поперечного сечения свободной струи после выхода из тоннеля. Относительный (вентиляторный) кпд определяется формулой

(η)0 = T3/2/(2N((ρ)F(∞))1/2),

где (ρ) — плотность воздуха, N — расходуемая мощность. Кпд Ф. (достигнут (η)0 = 0,86) значительно выше, чем кпд открытого рулевого винта ввиду отсутствия сжатия струи (F(∞)>F) и б(ó)льшей скорости протекания. Кроме того, потери энергии меньше ввиду б(ó)льшего отношения F(∞)/F. Поэтому радиус винта Ф. меньше в 2,2 раза радиуса равноценного (по тяге и мощности) открытого рулевого винта. В скоростном полёте без угла скольжения (β) винт Ф. работает почти в условиях работы на месте. При скольжении изменение тяги Ф. пропорционально (β)2, вследствие чего необходим киль для обеспечения статической путевой устойчивости.

Недостатками Ф. являются значительное увеличение толщины и массы киля, высокочастотный шум, нелинейности в характеристиках путевого манёвра.

Источник: Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

Вы знали что это такое?