катапультирование (видео обзоры)


катапультирование это
принудительное покидание лётчиком (экипажем) самолёта, вертолёта или космического корабля. Применяется гл. обр. в военной авиации при аварийных ситуациях на летательном аппарате, а также использовалось в практике первых космических полётов при спуске космонавтов на Землю с помощью парашюта. При катапультировании лётчик покидает летательный аппарат вместе со своим креслом (оно имеет особую конструкцию и называется катапультным). Выброс кресла с лётчиком происходит в результате подрыва пиропатрона в стреляющем механизме. При этом автоматически сбрасывается фонарь с кабины (либо открывается специальный люк), кресло по направляющим рельсам выстреливается вверх (или вниз) и вбок под углом 15–30° к направлению полёта летательного аппарата и с помощью ракетного двигателя удаляется от него на безопасное расстояние. После этого выпускается парашют, лётчик отделяется от кресла и на парашюте спускается на землю.
Схема катапультирования

При выбросе кресла из кабины лётчик испытывает огромные перегрузки, нарастающие практически мгновенно (до 0.04 с) от взрыва пиропатрона и напора воздуха при больших скоростях полёта. Во избежание травм тело лётчика фиксируется в кресле в положении, при котором легче всего переносятся перегрузки. Кроме того, лётчики военных самолётов используют для полётов особое высотное снаряжение, защищающее их от резкого перепада давления и воздействия низких температур при катапультировании на большой высоте или при внезапной разгерметизации кабины.
Впервые катапультирование в спасательных целях было использовано немецкими лётчиками во время 2-й мировой войны. Ныне оно является наиболее эффективным, а нередко и единственно возможным способом спасения лётчиков военных самолётов.
Катапультное кресло

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн.
2006.

Катапультирование
процесс выбрасывания, принудительного направленного отделения от летательного аппарата (обычно выстреливания) катапультного кресла или кабины отделяемой с целью аварийного покидания летательного аппарата членами его экипажа. При этом отделяемой части или креслу придаётся скорость в направлении, отличном от направления полёта (обычно под углом 15—30° к вертикальной оси летательного аппарата. Источниками энергии при К. являются телескопический стреляющий механизм с пиропатроном, ракетный двигатель твёрдого топлива (твердотопливный ракетный двигатель) или их сочетание. В последнем случае ракетный двигатель твёрдого топлива (твердотопливный ракетный двигатель) включается в момент отделения кресла от летательного аппарата и корректирует его траекторию относительно летательного аппарата и земли (при К. на малой высоте).

Осиновные силы, воздействующие на человека при К., — перегрузки от срабатывания стреляющего механизма и скоростного напора воздуха при выходе лётчика с креслом из кабины летательного аппарата. При воздействии перегрузки вследствие прохождения по телу ударной волны деформируются тканевые структуры организма, которые после окончания действия перегрузки обычно восстанавливаются. Основные нагрузки воспринимаются костной тканью и суставно-связочнным аппаратом тела. Нарушение кровообращения, как это наблюдается при воздействии длительных перегрузок, при К. не происходит. Во избежание травм катапультные кресла снабжаются приспособлениями для фиксации тела человека в оптимальном положении.

Устойчивость организма к воздействию перегрузок определяется их значениями, продолжительностью действия, скоростью нарастания, направлением по отношению к осям тела. Так, человек в катапультном кресле выдерживает двадцатикратную перегрузку в направлении «голова — таз» при её нарастании за 0,05—0,1 с и времени действия 0,2—0,4 с; в обратном направлении — только десятикратную перегрузку. Наибольшая выносливость организма к восприятию перегрузок наблюдается в направлении «грудь — спина». В этом случае оказывается переносимой даже сорокакратная перегрузка, нарастающая за 0,04 с. Для обеспечения безопасности К. проводится специальная наземная подготовка лётчиков: отрабатываются правильная поза при К., фиксация тела привязными ремнями, навыки предварительных и исполнительных движений и т. п.

В сочетании с катапультными креслами для защиты от декомпрессии, низких температур и других неблагоприятных факторов применяется высотное снаряжение. Важным условием безопасного К., особенно на больших скоростях и высотах полёта, является обеспечение стабилизации кресла (кабины). В качестве элементов стабилизации используют парашюты небольшого диаметра, выдвижные штанги, кили, щитки и другие устройства.

К. как способ аварийного покидания летательного аппарата впервые был применён на некоторых немецких самолётах во время Второй мировой войны, так как рост скоростей и высот полёта сделал трудным покидание самолёта «через борт» с парашютом. В дальнейшем этот способ был усовершенствован и внедрён в широких масштабах благодаря исследованиям, выполненным в СССР, Великобритании, США. К. является наиболее распространённым и эффективным способом спасения экипажа военных самолётов.

Источник: Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

Видео

САМЫЕ Опасные Моменты Катапультирования Пилотов из кабин истребителей, самолётов. Авиакатастрофы.18+

САМЫЕ Опасные Моменты Катапультирования Пилотов из кабин истребителей, самолётов. Авиакатастрофы.18+

Авария Су-30МК в Ле Бурже-99 / Su-30MK crash at Paris Air Show

Авария Су-30МК в Ле Бурже-99 / Su-30MK crash at Paris Air Show

Катапультирование наглядно

Катапультирование наглядно

Испытания системы аварийного покидания экипажем вертолёта Ка-52

Испытания системы аварийного покидания экипажем вертолёта Ка-52

Катапульты

Катапульты

Катапультирование на Ту-22м3.AVI

Катапультирование на Ту-22м3.AVI

Катапультирование от бога)

Катапультирование от бога)

ЛЕТЧИК КАТАПУЛЬТИРОВАЛСЯ В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ Рассказывает пилот ВВС США Cpt. Darren

ЛЕТЧИК КАТАПУЛЬТИРОВАЛСЯ В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ Рассказывает пилот ВВС США Cpt. Darren

Катапульта, спасение в небе

Катапульта, спасение в небе

Крушение Миг-29

Крушение Миг-29

Экипаж Ка-52 впервые в мировой практике катапультировался в боевых условиях

Экипаж Ка-52 впервые в мировой практике катапультировался в боевых условиях

Неизвестный боевой самолёт сбит над луганском . Катапультирование .#украина #россия #спецоперация

Неизвестный боевой самолёт сбит над луганском . Катапультирование .#украина #россия #спецоперация

Катапультирование. История создания спасательной капсулы самолета

Катапультирование. История создания спасательной капсулы самолета

Зачем боевому вертолету функция отстрела лопастей? ТОЛЬКО ФАКТЫ

Зачем боевому вертолету функция отстрела лопастей? ТОЛЬКО ФАКТЫ

Момент катапультирования пилота Су-25

Момент катапультирования пилота Су-25

МиГ-25 Катапультирование на 18000 и 2700

МиГ-25  Катапультирование на 18000 и 2700

МиГ-31 Катапультирование

МиГ-31  Катапультирование

Аварийный отстрел лопастей вертолета Ми-4. Док. съёмка (1959)

Аварийный отстрел лопастей вертолета Ми-4. Док. съёмка (1959)

F-16 катапультирование летчика в Калифорнии.

F-16 катапультирование летчика в Калифорнии.

Aвария МиГ 29 - Квочур Анатолий Николаевич

Aвария МиГ 29 - Квочур Анатолий Николаевич
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.