маяк


маяк это
постоянно действующий навигационный ориентир для судов, оборудуемый системами светового, звукового или радиооповещения. Маяки могут различаться по конструкции и техническим средствам оснащения. Обычно маяк – капитальное сооружение башенного типа, выделяющееся по форме и окраске на фоне окружающей местности. Огонь маяка со светооптическим аппаратом в тёмное время суток при прозрачной атмосфере должен быть виден не менее чем на 15 миль (одна международная морская миля – 1852 м). Такие маяки оборудуются также звуковыми средствами оповещения – сиренами, диафонами (аппараты для подачи мощных звуковых сигналов во время туманов). Сооружаются маяки на берегу, островах, мелководье, на судах, устанавливаемых на якорях (плавучие маяки). Плавучие маяки имеют резко отличительную окраску, характерные надстройки, вдоль обоих бортов наносят название маяка. Система из нескольких соответствующим образом расположенных маяков может образовать створ, обозначающий на местности узкую зону (полосу или сектор) с целью проводки по ней судов или для решения других навигационных задач.
Лазерный маяк – маяк, в котором в качестве источника света используется лазер. Благодаря большой яркости светового излучения лазера, во много тысяч раз превосходящей яркость любого обычного источника света, лазерный маяк служит надёжным ориентиром для судоводителей в условиях, когда света обычных ламп недостаточно и требуются лампы мощностью в несколько десятков киловатт. Один из первых лазерных маяков был установлен в 70-е гг. 20 в. в Австралии, в порту Сидней, а в СССР испытывался в Одессе (ныне Украина).
Маяк

Лазерный створный маяк – маяк, который не только служит ориентиром, но и указывает судам курс движения по фарватеру.
Первый работающий лазерный створный маяк (ЛСМ), под названием «Анемон», создан в России и установлен на Ладожском озере, где берёт начало р. Нева, у исторического г. Шлиссельбург. Создатели ЛСМ под руководством В. Г. Савельева использовали принцип периодического движения (сканирования) двух лучей навстречу друг другу. Лучи лазеров двигаются в горизонтальной плоскости синхронно, пересекаясь на оси створа. При движении по фарватеру судоводитель видит оба лазерных огня в виде проблесков одновременно. Вследствие малой угловой ширины луча (несколько угловых минут) каждый из лучей попадает в поле зрения лишь на короткое время. Поэтому они воспринимаются как проблесковые вспышки. При отклонении от фарватера синхронность лучей нарушается, и в зависимости от уклонения вправо или влево первым появляется соответственно правый или левый огонь. Вместе же они воспринимаются как бегущий огонь, подобный бегущей строке или цепочке переключаемых последовательно ламп иллюминации, создающих иллюзию движения. Этот бегущий огонь всегда указывает в сторону фарватера. Благодаря высокой концентрации светового потока в узком луче при мощности лазера всего 3 МВт с корабля огни ЛСМ видны ночью на расстоянии до 10 км, а точность указания курса такова, что заметно отклонение даже в единицы угловых минут. Напр., на расстоянии 1 км – отклонение на 1 м, 2 км – на 2 м и т. д. В отличие от любых створных систем, лазерный створный маяк «Анемон» допускает возможность автоматического слежения за курсом с помощью фотоприёмного устройства на борту.

Источник: Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

Вы знали что это такое?