Напряженно-деформированное состояние это
(НДС) конструкции — совокупность внутренних напряжений и деформаций, возникающих при действии на неё внешних нагрузок, температурных полей и других факторов. НДС определяется расчётными и экспериментальными методами в виде распределения напряжений, деформаций и перемещений в конструкции и является основанием для оценки статической прочности и ресурса авиационных конструкций на всех этапах жизненного цикла летательного аппарата.
При расчётах НДС определенным образом идеализируется расчётная схема (см. Строительная механика, Конструктивно-силовая схема). С внедрением современных универсальных численных методов расчёта сложная авиационная конструкция может рассматриваться как совокупность простых механических элементов (балок, пластин, стержней и пр.). В одной из возможных схем расчёта НДС крыла малого удлинения стенки лонжеронов (л — л), стенки нервюр (н — н) и обшивка (о — о) моделируются плоскими четырёхугольными элементами, воспринимающими плоское напряжённое состояние, пояса лонжеронов и нервюр (п — п) моделируются стержнями. Различают общее и местное НДС. Общее НДС определяется в силовых элементах конструкции без учёта концентрации напряжений, вызванных местными конструктивно-технологическими особенностями (отверстиями, выточками и пр.). Местное НДС определяется вблизи концентратора напряжений с учётом вида концентратора и приложенной нагрузки. При расчётном методе исследования местного НДС вид нагрузки может быть определён из предшествующего расчёта общего НДС. Например, в расчётной схеме плоского кольцевого шпангоута к общему НДС относятся прогиб упругой линии шпангоута f и нормальное напряжение в наружном волокне верхнего пояса лонжерона ( )0; к местному НДС — распределение напряжений (—)и по сечению С — С отверстия, расположенного в элементе шпангоута А — А, В — В.
В случае линейной упругости материала и малости перемещений (при линейном НДС) расчёт конструкции можно производить на единичные случаи нагружения. Например, НДС фюзеляжа рассчитывается отдельно при действии единичных значений силы p и изгибающего момента m, приложенных к оперению самолёта. НДС различных случаев совместного нагружения определяется сложением результатов расчётов НДС на единичные случаи нагружения с коэффициентами Kp и Km (суперпозиция результатов расчётов):
P = Kpp, M = Kmm.
При нелинейном НДС суперпозиция недопустима. Например, при расчёте несущей способности поперечного сечения фюзеляжа самолёта учитываются нелинейные эффекты — пластичность материала и потери устойчивости элементов конструкции. Результаты расчёта НДС должны подтверждаться экспериментально (см. Тензометрия).
Источник: Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
Видео
Виды напряжённого состояния. Г. Широколобов. КузГТУ имени Т. Ф. Горбачёва
ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Сопротивление материалов. P-01 (сложное напряжённое состояние, введение).
Исследование напряженно-деформированного состояния железобетонных балок с трещинами в SCAD Office 21
Контроль НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ. Метод Магнитной Памяти Металла.
Исследование напряжённо-деформированного состояния в точке тела (НДС)
Автономная система мониторинга напряженно-деформированного состояния магистрального трубопровода
Основы Сопромата. Напряжения
Исследование напряженно-деформированного состояния узловых соединений
Моделирование напряженно деформированного состояния отливки Procast
Напряженно-деформированное состояние в окрестности полости 2 тора
Анализ напряженно-деформированного состояния железобетонных конструкций в опорных зонах
Вебинар от 10.06.2020 на тему Тензометрия
Андреев В.М. Напряженно-деформированное состояние оболочек АСИ СамГТУ
Лекция I-2. Грунт как материал. Основные гипотезы механики грунтов
Напряженно-деформированное состояние в окрестности полости в форме тора (изолинии
Напряженно-деформированное состояние в окрестности полости в форме тора
Знакомство с SolidWorks Simulation (Урок №1)
МОДЕЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕННО--ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ЯРУСА ТОНЕЛЬНОГО УКЛАДЧИКА УТК-2
Сопротивление материалов. Лекция 22 (Круги Мора, деформированное состояние, потенциальная энергия)