Органы управления


Органы управления это
аэродинамические — специальные аэродинамические поверхности, служащие для обеспечения полёта летательного аппарата на заданных режимах и манёвра (изменения режима полёта). Управление осуществляется изменением аэродинамических сил и моментов при отклонении О. у. Органы управления самолёта (планёра) подразделяются на органы продольного управления, создающие момент Mz относительно оси OZ, органы поперечного управления, создающие момент Mx относительно оси ОХ, и органы путевого управления, создающие момент My относительно оси OY (см. Системы координат, Боковое движение, Продольное движение).
К органам продольного управления относятся руль высоты, подвижный стабилизатор с рулём высоты, управляемый стабилизатор, элевоны, поворотные рули в схеме «утка» и другие; к органам поперечного управления — элероны, интерцепторы, элевоны, дифференциальный стабилизатор; к органам путевого управления — руль направления, целиком поворотный киль. В зависимости от схемы летательного аппарата, его назначения, диапазона скоростей полёта, углов атаки выбираются те или иные виды О. у. Они характеризуются эффективностью органов управления к шарнирным моментом. См. также статью Вертикальное оперение, Горизонтальное оперение.

Аэродинамические О. у. (рули высоты и направления) применялись также на дирижаблях.

На вертолётах функции О. у. выполняют несущий и рулевой винты. На летательных аппаратах некоторых типов используется газодинамическое управление.

Источник: Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

Вы знали что это такое?