Первый АНТ из крылатого металла (видео обзоры)


Первый АНТ из крылатого металла это
…Шла гражданская война. Не хвата-до продовольствия, топлива, плохо работал транспорт. Снежные заносы зимой 1918/19 года грозили прервать связь с отдаленными районами страны, парализовать железные дороги.

        И в это суровое время в только что созданном Центральном аэро- и гидродинамическом институте — ЦАГИ — под руководством крупнейшего ученого-аэродинамика Н. Е. Жуковского начались работы по созданию специального снегоходного транспорта. В июне 1919 года конструктор аэросаней А. С. Кузин делает подробный доклад О снегоходной технике и вносит предложение начать разработку аэросаней для Рабоче-крестьянской Красной Армии. И вскоре при Совете военной промышленности была создана Комиссия по организации постройки аэросаней КОМПАС.

        Научным руководителем ее стал Н. Е. Жуковский. В состав КОМПАС вошли ученые и инженеры-конструкторы Из ЦАГИ и из созданного в ноябре 1918 года Научно-исследовательского автомоторного института — НАМИ. Возглавил КОМПАС профессор МВТУ Н. Р. Бриллинг, уже имевший опыт строительства аэросаней. В комиссии с успехом сотрудничали такие известные инженеры, как А. А. Архангельский, Д. К. Карельских, А. С. Кузин, А. А. Микулин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Е. А. Чудаков, А. В. Петляков и многие другие.

        Первая партия аэросаней из 10 машин была построена к началу сентября 1919 года. Они весьма успешно использовались на фронтах гражданской войны, в частности, несколько машин конструкции Н. Р. Бриллинга и А. С. Кузина в марте 1921 года участвовали в ликвидации Кронштадтского мятежа.
Экипаж аэросаней, первыми ворвавшихся в осажденный город, был награжден орденом Красного Знамени.

Аэросани АНТ-IV

        В период с 1921 по 1923 год в КОМПАС создали несколько типов аэросаней различных конструкций. Наиболее интересные из них АНТ-I и АНТ-II А. Н. Туполева, а также АРБЕС и АРБЕС-II А. А. Архангельского и Б. С. Стечкина.

        В начале 1923 года определились два направления проектирования: в НАМИ предпочтение отдавали конструкциям из дерева, а в ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева начали разрабатывать цельнометаллические машины из нового по тому времени легкого сплава, созданного в нашей стране, — кольчугалюминия.

        Первым цельнометаллическим снегоходом стал АНТ-III — трехместные сани с двигателем «Рон» мощностью 80 л. с., с корпусом и лыжами из кольчугалюминиевых гнутых профилей и гофрированной обшивки.

        В 1924 году семейство АНТов пополнилось аэросанями АНТ-IIIбис с 50-сильным мотором «Хакке»; АНТ-IV со 100-сильным «Люцифером»; АНТ-V с мотором ФИАТ мощностью 100 л. с. Наиболее удачной оказалась четвертая модель. После всесторонних испытаний и ряда испытательных пробегов партии машин, построенной заводом опытных конструкций ЦАГИ, аэросани приняли к серийному производству.

АНТ-IV с двигателем М-11

        В 1930 году АНТ-IV начали обслуживать первую в стране регулярную почтово-пассажирскую линию между городами Чебоксары и Канаш в Чувашии. Только за 35 дней ими было перевезено 244 пассажира и 1132 кг почтового груза, пройдено свыше 5000 км. Путь от Чебоксар до Канаша — 85 км — аэросани проходили за 2,5 ч — это вместо 10—12, затрачиваемых обычно при езде на лошадях. С успехом использовались АНТ-IV в Казахстане, Татарки и других республиках.

        В 1931 году двигатель «Люцифер» заменил освоенный отечественной промышленностью М-11 — пятицилиндровый звездообразный авиационный двигатель мощностью 100 л. с.

        С 1932 по 1935 год аэросани успешно использовались во многих арктических экспедициях — на Новой Земле, в бухте Тикси. В 1934 году АНТ-IV на пароходе «Смоленск» доставили в Уэлен для осуществления связи при спасении челюскинцев. В 1934 и 1935 годах аэросани прекрасно показали себя в экспедициях Арктического института по исследованию района Чукотки, примыкающего к Чаунской губе. И это несмотря на то, что работать машинам приходилось при температурах до минус 40°. Тем не менее средняя скорость их достигала 28 км/ч (весной — до 40 км/ч) при нагрузке от 700 до 1000 кг. Суммарный пробег двух экспедиционных аэросаней составил 7585 км.

        В 1935 году две серийные машины с моторами М-11 участвовали во Всесоюзном пробеге аэросаней и вездеходов, благополучно прошли более 3 тыс. км, показав высокую надежность и прекрасную проходимость по зимнему бездорожью.

        В 1933 году была запущена в серию санитарная модификация — АНТ-IVС. «Скорая помощь» с пропеллером оказалась незаменимой во время войны с белофиннами зимой 1939/40 года, а также в зимние месяцы Великой Отечественной войны.

АЭРОСАНИ АНТ-IV

Аэросани АНТ-IV.

        Схема аэросаней — трехлыжная, с передней управляемой лыжей. В корпусе размещались водитель, механик и два пассажира. Позднее в салоне появилось еще одно дополнительное место.

        Корпус АНТ-IV — цельнометаллический, несущий, полузакрытого типа, разделенный на три отсека. Носовая часть представляла собой открытую кабину для водителя и механика. Здесь располагалось двухместное сиденье, а также органы управления и приборная доска, здесь же были смонтированы узлы поворотной оси передней лыжи и амортизатора. От встречного потока воздуха водитель и механик защищались лобовым стеклом. Влезать в кабину приходилось через борт — для этой цели предусматривались подножки.

        Второй отсек — закрытая пассажирская кабина с входной дверью по правому борту и остеклением спереди и по бортам. В передней части располагалось двухместное сиденье для пассажиров. Позднее сзади установили еще одно, откидное сиденье для третьего пассажира. Изнутри кабина имела декоративную обивку, на потолке находился плафон внутреннего освещения. В задней части располагался легкосъемный щит, обеспечивающий свободный доступ к агрегатам двигателя — магнето, маслонасосу и трубопроводам.

        Следующий отсек — моторный. В верхней его части перед двигателем на ложементах стяжными лентами закреплялся масляный бак, а в нижней — топливный. Двигатель работал в паре с толкающим воздушным винтом.

        Корпус аэросаней ферменной конструкции, он состоял из набора кольчугалюминиевых шпангоутов и стрингеров, обшитого гофрированным алюминиевым листом толщиной 0,5 мм.

        На поворотную стойку переднего амортизатора устанавливалась управляемая лыжа. Рычаг румпеля выводился в правую по ходу аэросаней сторону и соединялся короткой тягой с сошкой рулевой колонки. Для амортизации передней лыжи использовалась спиральная пружина, поворотная стойка опиралась на нее своим фланцем.

        Задние лыжи закреплялись на полуосях, зафиксированных стойками и разгрузочными подкосами. Верхние концы стоек имели шарнирное соединение с рессорой.— амортизация задних лыж происходила за счет ее упругости. Такая схема подвески избавляла корпус от нагрузок, приходящих от двигателя: его вес передавался от моторной тали на рессору и через вертикальные стойки — на лыжи.

        Сами же лыжи аэросаней — кольчугалюминиевые, закрытого типа, клепаной конструкции. Каждая состояла из обшивки с вклепанными в нее шпангоутами. На подошвах лыж устанавливались подрезы, обеспечивающие устойчивость движения машины и предотвращавшие ее боковое скольжение. Передние и задние лыжи не взаимозаменяемы. Передняя имела меньшую длину, задние оснащались тормозными механизмами штыревого типа. Привод такого тормоза от педали в кабине водителя.

        Изменение направления движения аэросаней происходило при повороте рулевым механизмом автомобильного типа передней лыжи. Для этого в кабине водителя имелась колонка с рулевым колесом и червячным приводом поворота рулевой сошки.

        Управление скоростью движения осуществлялось педалью, связанной с дроссельной заслонкой карбюратора топким стальным тросом.

        Винтомоторная установка состояла из двигателя внутреннего сгорания, аэродинамического движителя — воздушного винта и ряда систем — масляной, топливной, зажигания, выхлопа и подогрева воздуха на входе в карбюратор.

Приборная доска АНТ-IV:

1 — топливный манометр, 2 — масляный манометр, 3 — указатель температуры масла на входе в двигатель, 4 — указатель температуры масла на выходе из двигателя, 5 — переключатель магнето, 6 —рычаг опережения зажигания, 7 — заливочный шприц, 8 — воздушный насос, 9 — перекрывный воздушный кран.

        До 1930 года на АНТ-IV устанавливали трехцилиндровый авиамотор «Люцифер» воздушного охлаждения мощностью около 100 я. с., а затем пятицилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-11 отечественного производства.

        Воздушный винт — деревянный, блочный, 0 2,4 м. Система смазки двигателя — внешняя, поскольку М-11 имел так называемый «сухой картер». Запас масла находился в баке (в верхней части моторного отсека), связанном трубопроводами с двухступенчатым масляным насосом двигателя. Для контроля за работой масляной системы на приборной доске размещались манометр и два термометра, показывающие температуру масла на входе в двигатель и на выходе из него.

        Топливный бак на АНТ-IV с основным запасом топлива располагался в нижней части моторного отсека. Подача бензина к карбюратору — за счет давления, создаваемого в герметично закрытом баке ручным воздушным насосом, установленным в кабине водителя рядом с приборной доской. Для контроля давления в баке на приборной доске имелся манометр. Для облегчения запуска двигателя, особенно при низких температурах, водитель пользовался находящимся в кабине заливочным шприцем — с его помощью непосредственно 9 двигатель подавалась смесь бензина и эфира.

        Карбюратор двигателя оснащался системой подогрева воздуха: он проходил через кожух, где соприкасался с горячими выхлопными трубами. Подогрев улучшал испарение топлива и предохранял карбюратор от обмерзания.

        Система зажигания состояла из двух параллельно работающих магнето: каждое для своего ряда свечей. Кстати, цилиндры имели по две свечи — это повышало надежность работы двигателя. На приборной доске устанавливался переключатель магнето — во время работы М-11 можно было отключать любое из них для проверки исправности системы зажигания.

        Зона вращения воздушного винта имела ограждение — сварную пространственную ферму, окрашиваемую обычно в красный цвет. На некоторых машинах на ограждение устанавливали габаритные огни.

Библиография:

Моделист-Конструктор, №12 за 1985 год

Источник: Энциклопедия танков. 2010.

Видео

Выдающиеся авиаконструкторы-А. Н. Туполев

Выдающиеся авиаконструкторы-А. Н. Туполев

ПЕРВЫЙ ВЫЕЗД ЗА АРМАТУРОЙ ПОСЛЕ ДОЛГОГО ПЕРЕРЫВА ОКАЗАЛСЯ УДАЧНЫМ. КОП МЕТАЛЛОЛОМА.

ПЕРВЫЙ ВЫЕЗД ЗА АРМАТУРОЙ ПОСЛЕ ДОЛГОГО ПЕРЕРЫВА ОКАЗАЛСЯ УДАЧНЫМ. КОП МЕТАЛЛОЛОМА.

Д/с Конструктор №1. История ОКБ Туполева. Фильм 1-й

Д/с Конструктор №1. История ОКБ Туполева. Фильм 1-й

МиГ 25-31 Лучший истребитель-перехватчик мира.(часть 1)

МиГ 25-31 Лучший истребитель-перехватчик мира.(часть 1)

НАКОНЕЦ-ТО ДОЖДАЛСЯ! ВЕСЕННИЙ КОП МЕТАЛЛА 2022

НАКОНЕЦ-ТО ДОЖДАЛСЯ! ВЕСЕННИЙ КОП МЕТАЛЛА 2022

Андрей Туполев. Выдающиеся авиаконструкторы

Андрей Туполев. Выдающиеся авиаконструкторы

АНТ-4

АНТ-4

История создания гражданских самолетов. Крылья России

История создания гражданских самолетов. Крылья России

ВЫТЯГИВАЕМ ПОЛУСФЕРЫ ИЗ МЕТАЛЛА

ВЫТЯГИВАЕМ ПОЛУСФЕРЫ ИЗ МЕТАЛЛА

Антикоррозийная защита от протечек металлической кровли, без замены старого покрытия!

Антикоррозийная защита от протечек металлической кровли, без замены старого покрытия!

V-custom: как сжать растянутый металл

V-custom: как сжать растянутый металл

Ария - Беспечный ангел

Ария - Беспечный ангел

МЕДЬ АЛЮМИНИЙ ЗАПЧАСТИ и ВЕДРА... | НЕ СМОГ ВСЕ ЗАБРАТЬ | КУЧА МЕТАЛЛА | ПЕРЕДАЮ ПРИВЕТ МЕСТНЫМ

МЕДЬ АЛЮМИНИЙ ЗАПЧАСТИ и ВЕДРА... | НЕ СМОГ ВСЕ ЗАБРАТЬ | КУЧА МЕТАЛЛА | ПЕРЕДАЮ ПРИВЕТ МЕСТНЫМ

Лом черных металлов дорожает уже каждый день!!!

Лом черных металлов дорожает уже каждый день!!!

Варим лонжерон из листового металла, BMW е28.

Варим лонжерон из листового металла, BMW е28.

КАК ЧАРОН, НО СМОАНТ ЛАФУ

КАК ЧАРОН, НО СМОАНТ ЛАФУ

Обзор всех колясок Bugaboo: Lynx, Fox2, Cameleon3, Donkey3, Bee6, Ant и манежа Stardust

Обзор всех колясок Bugaboo: Lynx, Fox2, Cameleon3, Donkey3, Bee6, Ant и манежа Stardust

Oбзор электромобиля Chery EQ5 BIG ANT. Тест драйв и проверка на подъемнике алюминиевого муравья.

Oбзор электромобиля Chery EQ5 BIG ANT. Тест драйв и проверка на подъемнике алюминиевого муравья.

Lifenews: Кольчугцветмет избавил Россию от зависимости от немецкого дюралюминия 1.04.2015

Lifenews: Кольчугцветмет избавил Россию от зависимости от немецкого дюралюминия 1.04.2015

Последний полёт Максима Горького. Крушение АНТ-20 на Красной Площади

Последний полёт Максима Горького. Крушение АНТ-20 на Красной Площади
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.