Противопомпажная защита двигателя это
часть системы автоматического регулирования газотурбинного двигателя, предназначенная для предотвращения его разрушения вследствие возникшего помпажа двигателя. П. з. д. обычно состоит из системы предупреждения помпажа и системы ликвидации помпажа и восстановления исходного режима.
Система предупреждения помпажа применяется в случаях, когда можно прогнозировать возникновение неустойчивой работы двигателя. Система состоит из датчиков, регистрирующих возмущения, логические устройства, сравнивающего действующие возмущения с допустимыми, и устройства, вырабатывающего командные сигналы на изменения положения регулируемых элементов компрессора и двигателя в целом для кратковременного (на время действия возмущений) увеличения запасов устойчивости компрессора и последующего восстановления режима работы двигателя.
Иногда датчики и логическое устройство заменяются временным механизмом.
Система ликвидации помпажа и восстановления исходного режима применяется в случаях, когда отсутствует система предупреждения помпажа или она не может обеспечить устойчивую работу компрессора. Система состоит из датчиков, регистрирующих нестационарные процессы в проточной части компрессора, логического устройства, сравнивающего эти процессы с процессами, характерными для помпажа и сопутствующих ему явлений, и устройства, вырабатывающего командные сигналы для перевода регулируемых элементов двигателя в положения, способствующие прекращению срывных явлений в компрессоре. После прекращения срывных явлений система восстанавливает режим работы двигателя..
Источник: Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.