Средний танк Т-12/Т-24 (видео обзоры)


Средний танк Т-12/Т-24 это
Решение о создании «маневренного танка» было принято в 1927 году, когда исполнение плана-минимума трехлетней программы стало в основном вырисовываться. Техзадание на него было выдано КБ ОАТ 17 ноября. В качестве базового завода для освоения серийного производства танка был выделен Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) им. Коминтерна, на котором образовывалось специальное танковое КБ с перспективой расширения впоследствии объема выпуска на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ).

        Общее руководство работами по танку осуществлял главный конструктор ГКБ ОАТ С.Шукалов; ответственным исполнителем проекта стал ведущий конструктор секции гусеничных машин В.Заславский; моторно-трансмиссионное отделение танка проектировал А. Микулин. От ХПЗ за создание танка отвечали зам. главного инженера ХПЗ М. Андриянов и зам. нач. тракторного цеха В. Дудка. Непосредственное руководство работами по маневренному танку на ХПЗ осуществлял инженер С.Махонин.

        КБ ХПЗ создавало ходовую часть нового танка, получившего индекс Т12. В разработке были заняты известные впоследствии конструкторы: Н. Кучеренко, В. Дорошенко, А. Морозов, М. Таршинов, И. Алексеенко.

        Компоновка Т-12 была подобна американскому Т1.Е1. с двухъярусным расположением очень мощного вооружения — 45-мм длинноствольной пушки или 60-мм (57-мм) гаубицы и трех пулеметов.
В качестве силовой установки предполагалось использовать переделанный авиадвигатель «Испано» мощностью 200 л с.

        Однако в процессе проектирования и изготовления танк был изменен. Девятигранная главная башня, макет которой был установлен на эталоне, была заменена на цилиндрическую, имевшую большую вместимость (от танка Т-24). Вместо двигателя «Испано» заводу «Большевик» в феврале 1929 г. был выдан заказ на отечественный танковый двигатель мощностью 180 л.с. Но таковой построен не был, поскольку «Большевик» лихорадило от программы выпуска МС-1 и потому было принято решение по установке на танке отечественного авиамотора М-6 с пониженной до 180-200 л.с. мощностью. Для него были заново спроектированы коробка передач и ленточные тормоза.

        Начало изготовления Т-12 датируется 13 октября 1928 г. Танк был собран 15 октября 1929 г, но его дооборудование продлилось до зимы, и лишь к началу апреля он начал совершать пробежки по заводскому двору. Корпус танка для удешевления опытной машины и ускорения ее создания был изготовлен из простой стали. Но собранный танк сильно отличался от проекта. Он стал длиннее и нес измененную ходовую часть.

        Из найденных в РГВА отчетов по испытаниям Т-12 самый ранний датируется 2 апреля 1930 года. В отчете указано, что танк прошел своим ходом 2 км по мягкому грунту, после чего остановился по причине поломки в трансмиссии. Время работы двигателя составило 33 минуты, время чистого движения — 21 минута. Далее в документах прослеживается, как танк одолевал все более дальние расстояния. Вообще же отмечалось, что танк по мягкому грунту движется легко и плавно, но перегревается коробка передач, кипит вода и отказывает в работе 2-я скорость (для предотвращения чего на коробке был поставлен дополнительный стопор). Кроме того, столкнулись с неприятным явлением соскакивания правой гусеницы при поворотах на мягком грунте.

        11 июля на испытания прибыли НАРКОМВОЕНМОР тов. Ворошилов, Начальник УММ тов. Халепский и нач. Технического управления УММ тов. Бокис. От ХПЗ на испытаниях присутствовали тов. Махонин и тов. Владимиров. Несмотря на присутствие титулованных гостей, танк вел себя хорошо. Отмечалось, что легко достигалась скорость по твердому грунту 26 км/ч и более (при краткосрочном повышении оборотов двигателя до 2000 об/мин скорость превысила 30 км/ч). Легко преодолевались окопы шириной 2 м даже на песчаном грунте. На мягком грунте танк осилил подъем 35-36 град. на первой передаче.

        Кроме того на эти испытания танк впервые вышел с пулеметом. Поскольку пулемет ДТ подан вовремя не был, для танка приспособили станковый пулемет Кольта в шаровой установке Шпагина. При стрельбе из данного пулемета отмечалась хорошая меткость (даже на ходу в цель попало более 60% пуль). Но были и недостатки: вновь слетала гусеница от налипания грунта на ленивец, после 20 переключений коробка передач сбрасывала скорости, а также после расходования 90 литров бензина он прекращал поступать к двигателю по непонятным причинам (хотя в баке еще находилось ок. 130 литров). Но в целом танк был признан соответствующим требованиям и рекомендован для принятия на вооружение с учетом исправления замеченных недостатков.

        Вопреки высказываниям некоторых авторов, что орудие для маневренного танка было готово только к 1932 году, следует отметить, что 45-мм пушка Соколова была подана уже в июне 1930 года и установлена на Т-12, на котором ее опробование проходило 12 июля 1930 г.

Проект танка Т-12

        К концу июльских испытаний Т-12 на полигон был доставлен и новый маневренный танк Т-24, решение об изготовлении которого было принято еще в 1929 г. Главным аргументом создания этого танка стал недостаточный запас хода Т-12, не позволявший применять его для операций на вражеских коммуникациях, а также высокая цена. В частности рекомендовалось изготовить для танка новый бронекорпус; довести его боевой вес до 17,5 т.; уменьшить толщину брони борта до 20 мм, а брюха и крыши — до 8 мм, резко увеличив запас бензина и усилив вооружение. Изготовление нового корпуса было поручено Ижорскому заводу.

        В техзадании на переработку конструкции танка было указано и его новое имя — Т-24. Помимо установки новых бензобаков, которые разместили в надгусеничных полках (подобно Т-18), танк был дополнен курсовым пулеметом в передней части корпуса, слева от водителя; таким образом его экипаж увеличился на одного человека.

        Первые три Т-24 были изготовлены к исходу июля 1930 года и один из них был отправлен на испытания для сравнения с Т-12.

        Первый день испытаний (24 июля 1930 года) не принес никаких неожиданностей, но и восторгов тоже. Танк вел себя почти не отличаясь от Т-12. Через три дня было назначено опробование орудия, которое вместе с башней переставили с Т-12, и тут случилось ЧП. 26 июля 1930 года у танка, двигавшегося по мягкому грунту с орудием и боекомплектом в 10 снарядов, вдруг загорелся двигатель. «… тов. Владимиров остановил танк, помог экипажу покинуть машину, открыл мотор и сбил 75% пламени штатным огнетушителем, после чего одел противогаз и, забравшись в моторное отделение, полностью потушил огонь песком и собственной одеждой …» — так описывается этот случай в донесении о происшествии Наркомвоенмору тов. Ворошилову. Танк был спасен, но для дальнейших испытаний был необходим его ремонт. Башня с вооружением вновь вернулась на Т-12, где орудие было благополучно сломано. Кстати 45-мм пушка Соколова, установленная в 1930 г. в танке как временная мера до освоения 45-мм «системы ОАТ танковой полуавтоматической пушки ГУВП обр. 1925 г.», утвержденной Журналом Арткома от 18.6.1926 N 693, оказалась очень неудачной для танка и потому оно практически не производилось (есть предположение, что было выпущено всего два 45-мм танковых орудия Соколова). Пушка же системы ОАТ осваивалась заводом N 8 еще почти два года. Проектированием 57-мм гаубицы занимался П.Сячинтов (в некоторых документах, в том числе и в доносе на него, его фамилия пишется Сячентов). Он создал для своего времени революционную конструкцию, однако заказ на ее изготовление подтвержден не был и многие технические решения, заложенные в ней, увидели свет только в 76,2-мм пушке ПС-3.

        Серийным производством Т-24 должны были заниматься ХПЗ и ЧТЗ. На 1930/31 год был запланирован выпуск 200 машин, но как было модно в те годы, руководством ГУВП были приняты встречные обязательства и план вырос до 300. Произвели же их много меньше — 24 танка (28 шасси, 25 бронекорпусов и 26 башен). Почему? Принято считать, что танк обладал рядом серьезных недостатков, помешавших его массовому производству, однако истина лежит, видимо, в иной плоскости. Ведь не помешала такая же масса недоработок серийному выпуску МС-1, Т-26 и т.д., почему же здесь обстояло иначе?

        В фондах РГВА найдена переписка т.т. Халепского, Заславского и Ворошилова (ноябрь 1930 -февраль 1932 гг.), из которой можно понять, что глава УММ был очарован «танком ГРОТТО» (так И.Халепский именовал экспериментальный средний танк конструкции немецкого инженера Э.Гроте) и всячески восхвалял его пред очи первого конника гражданской войны. В частности он отмечал лучшие вооружение, плавность хода, легкость в управлении, обзор и даже … простоту изготовления этого танка по сравнению не только с Т-12/Т-24, но и с танками «…американца Кристи, которые я видел в прошлом году в Америке». При этом тов. Заславский, отвечавший за Т-24, сетовал Климентию Ефремовичу на малое внимание к освоению серийного выпуска изделия ХПЗ. А тов. Ворошилов, отвечая Заславскому, чтобы тот обходился собственными силами, интересовался у Халепского: «… когда же новый и необходимый танк (Гроте) наконец появится в частях Красной армии?» Это продолжалось практически целый год. Завод сидел без финансирования и материалов, а начальство ждало окончания испытаний танка Гроте, потом изучало и обобщало их результаты и т.д. Но танк ТГ принят на вооружение не был, а мощности ХПЗ уже были заняты новым заказом — освоением того самого танка Кристи, который незадолго до того был отвергнут тов. Халепским. История же первого советского серийного среднего танка на этом кончается.

Серийный танк Т-24

Библиография:

Армада №1 за 1995 год

Источник: Энциклопедия танков. 2010.

Видео

Советский средний танк Т-24

Советский средний танк Т-24

СРЕДНИЙ МАНЕВРЕННЫЙ Т-24

СРЕДНИЙ МАНЕВРЕННЫЙ Т-24

Почему не приняли танк Т-24? Первый средний советский танк Т 24, который заменили на танк БТ

Почему не приняли танк Т-24? Первый средний советский танк Т 24, который заменили на танк БТ

AMX 12 t - ПОЛУЧАЮ КАЙФ ОТ ИГРЫ!

AMX 12 t - ПОЛУЧАЮ КАЙФ ОТ ИГРЫ!

Т-14 - супертанк для войны с НАТО! Танк Армата Т-14

Т-14 - супертанк для войны с НАТО! Танк Армата Т-14

Полный разгром танка Арматы. Гордость страны оказалась пустышкой

Полный разгром танка Арматы. Гордость страны оказалась пустышкой

Т 24 - ТАНК

Т 24 - ТАНК

ОБЗОР И СБОРКА ЛЕГО ТАНКА Т-24

ОБЗОР И СБОРКА ЛЕГО ТАНКА Т-24

AMX 12 t ● 3 отметки на всех ЛТ ● C 73.55{58786093adb9fbad7c2c9612687422b225ff84406698f400ccbda6f66ab446c4}

AMX 12 t ● 3 отметки на всех ЛТ ● C 73.55{58786093adb9fbad7c2c9612687422b225ff84406698f400ccbda6f66ab446c4}

Первый ПОЛНОСТЬЮ советский танк Т-12. Танкостроение в СССР

Первый ПОЛНОСТЬЮ советский танк Т-12. Танкостроение в СССР

Bat.-Châtillon 12t - ОБЗОР ТАНКА В РУКАХ СРЕДНЕГО ИГРОКА КАК ИГРАТЬ В 2021 В WOT ГАЙД B-C 12t

Bat.-Châtillon 12t - ОБЗОР ТАНКА В РУКАХ СРЕДНЕГО ИГРОКА КАК ИГРАТЬ В 2021 В WOT ГАЙД B-C 12t

Обзор Skoda T 25 средний танк Чехословакии | Skoda T25 гайд | Шкода Т25 как играть

Обзор Skoda T 25 средний танк Чехословакии | Skoda T25 гайд | Шкода Т25 как играть

Т-12 — опытный советский средний маневренный двухбашенный танк межвоенного периода.

Т-12 — опытный советский средний маневренный двухбашенный танк межвоенного периода.

От кольчуги до брони. История танков Т-12 и Т-24

От кольчуги до брони. История танков Т-12 и Т-24

Лучший средний танк в МИРЕ - Т-28. Советский средний танк Второй Мировой

Лучший средний танк в МИРЕ - Т-28. Советский средний танк Второй Мировой

ВЕЛИКИЙ ФИЛЬМ О ТАНКИСТАХ, О ПАТРИОТИЗМЕ! T - 34. KINO DRAMA

ВЕЛИКИЙ ФИЛЬМ О ТАНКИСТАХ,  О ПАТРИОТИЗМЕ! T - 34. KINO DRAMA

СТОИТ ЛИ КАЧАТЬ Bat-Chat 25t ПОСЛЕ АПА В WOT BLITZ

СТОИТ ЛИ КАЧАТЬ Bat-Chat 25t ПОСЛЕ АПА В WOT BLITZ

История танка Т-28 / Tank T-28

История танка Т-28 / Tank T-28

Обзор Skoda T 24 средний танк Чешский | Шкода Т 24 гайд | Skoda T24 как играть

Обзор Skoda T 24 средний танк Чешский | Шкода Т 24 гайд | Skoda T24 как играть

WoT Кобра - Танк за 24 Жетона - Что с Ним не Так?

WoT Кобра - Танк за 24 Жетона - Что с Ним не Так?
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.