Вертикальное оперение (видео обзоры)


Вертикальное оперение это
— вертикальная аэродинамическая поверхность (поверхности) летательного аппарата, обеспечивающая его путевую устойчивость и управляемость. На большинстве самолётов В. о. располагается в плоскости симметрии на верху хвостовой части фюзеляжа. Основная, передняя, как правило неподвижная, часть В. о. (киль) обеспечивает путевую устойчивость летательного аппарата. На задней части киля обычно помещают подвижную аэродинамическую поверхность — руль направления (РН). РН (см. Рули управления) обеспечивает путевую управляемость и балансировку летательного аппарата относительно вертикальной оси, например, при полёте с боковым ветром или с отказавшим двигателем. При переходе от дозвуковых к сверхзвуковым скоростям полёта аэродинамическая эффективность несущих поверхностей (как и эффективность органов управления) существенно снижается, в связи с чем на некоторых маневренных сверхзвуковых самолётах используют целиком поворотное В. о. (без РН). В некоторых случаях для повышения путевой устойчивости на летательный аппарат устанавливают подфюзеляжные гребни аэродинамические. Наличие на манёвренных сверхзвуковых самолётах внешних подвесок, требующих дополнительных мер по повышению путевой устойчивости летательного аппарата, а также снижение эффективности В. о. на больших углах атаки и при переходе к сверхзвуковым скоростям полёта приводит к тому, что обеспечить устойчивость самолёта однокилевым В. о. (при разумных его размерах) невозможно. По этим причинам иногда используют двухкилевое В. о., кили (килевые шайбы) которого располагают на крыле, фюзеляже, на концах стабилизатора или хвостовых балках.
Использование двухкилевого В. о. может быть обусловлено также компоновочными соображениями (например, у самолётов «летающее крыло»), необходимостью перевозки на фюзеляже крупногабаритных грузов или установкой на нём больших внешних радиолокаторов. (Отметим, что аэродинамическая эффективность единицы площади двухкилевого В. о. ниже, чем у одкокилевого, из-за интерференции аэродинамической между килями.)

Эффективность В. о., оцениваемая по приросту путевой статической устойчивости летательного аппарата за счёт установки В. о., определяется его аэродинамической компоновкой и пропорциональна статичному моменту Вв.о. площади В. о.; Вв.о = (S)в.о.(L)в.о., где (S)в.о. — относит, площадь В. о. (отношение площади В. о. к площади крыла), (L)в.o. — относительное плечо В. о. (см. Плечо оперения). Обычно значения Вв.о. лежат в диапазоне 0,05—0,1. Основными расчётными случаями выбора площади В. о. (в том числе РН) являются обеспечение определение запаса путевой статической устойчивости (см. Степень устойчивости), осуществление балансировки самолёта при отказе двигателя критического, возможность выдерживания курса летательного аппарата при заданном боковом ветре.

Недостаточность путевой статической устойчивости летательного аппарата, вызванная малой площадью В. о. приводит к неудовлетворительным характеристикам его боковой устойчивости и боковой управляемости (большое время затухания колебаний бокового возмущённого движения, неприемлемый характер управляемого движения летательного аппарата по крену, большая нежелательная взаимосвязь крена и рыскания). В некоторых случаях удаётся уменьшить площадь В. о. путем использования в системе управления летательного аппарат автоматических устройств, например, автомата путевой устойчивости.

Конструкция В. о. аналогична конструкции крыла, площадь В. о. составляет 12—20% площади крыла, площадь РН — 20—30% площади В. о., углы отклонения РН до 25(°). Обычно В. о. выполняется с удлинением (λ) = 0,7—2 и сужением (η) = 2—3 (см. Сужение крыла); угол стреловидности В. о. меняется в широких пределах: (χ) = 10—45°.

Источник: Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

Видео

АВИА ЛИКБЕЗ. Выпуск 3. Оперение.

АВИА ЛИКБЕЗ. Выпуск 3. Оперение.

Арго-02- строим сами - Part 11 - Киль _ Вертикальное оперение. Сначала всё сопоставляем в 3D

Арго-02- строим сами - Part 11 - Киль _ Вертикальное оперение. Сначала всё сопоставляем в 3D

Rockwell MBB X-31. Управление вектором тяги «с лопаты»

Rockwell MBB X-31. Управление вектором тяги «с лопаты»

Самолёт своими руками.8 часть. Хвостовое оперение. Радиоуправляемая пилотажная бальзовая авиамодель

Самолёт своими руками.8 часть. Хвостовое оперение. Радиоуправляемая пилотажная бальзовая авиамодель

Вертикальная конденсация

Вертикальная конденсация

Хвостовое оперение (6-3) Строим самолёт своими руками VANs RV-10

Хвостовое оперение (6-3) Строим самолёт своими руками VANs RV-10

Учебный фильм: Влияние обледенения на самолёт

Учебный фильм: Влияние обледенения на самолёт

Авиамодельные термины

Авиамодельные термины

Су-47 Беркут и Grumman X-29 — Крыло ОБРАТНОЙ Стреловидности / ENG Subs

Су-47 Беркут и Grumman X-29 — Крыло ОБРАТНОЙ Стреловидности / ENG Subs

Аэродинамика для всеx - Часть 3 Центровка, Органы управления

Аэродинамика для всеx - Часть 3 Центровка, Органы управления

Самые крутые и мощные самолеты невидимки. Стелс самолеты!

Самые крутые и мощные самолеты невидимки. Стелс самолеты!

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки

Как летают самолеты?

Как летают самолеты?

(331) Обзор дельталёта: часть 2-я - Управление

(331) Обзор дельталёта: часть 2-я - Управление

3 Измерение вертикальных углов оптическим теодолитом 4Т30

3 Измерение вертикальных углов оптическим теодолитом 4Т30

Дистанционно управляемый самолет-мишень М-21 МиГ-21Э Обзор и История

Дистанционно управляемый самолет-мишень М-21 МиГ-21Э Обзор и История

Летающее крыло Horten S1, Flying wing Horten S1

Летающее крыло Horten S1, Flying wing Horten S1

Миг-29. Часть 2. Основная сборка

Миг-29. Часть 2. Основная сборка

Секреты успешных взлётов и посадок на истребителе Bf 109 K4 Messerschmitt

Секреты успешных взлётов и посадок на истребителе Bf 109 K4 Messerschmitt

10 самых известных летательных аппаратов на начальном этапе развития авиации

10 самых известных летательных аппаратов на начальном этапе развития авиации
Поделиться или сохранить к себе:
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, принимаю Политику конфиденциальности и условия Пользовательского соглашения.