художественное литьё


художественное литьё это
способ изготовления памятников, произведений скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения, ювелирных изделий и др.; художественные произведения, созданные методом литья.
Художественное литьё зародилось в бронзовом веке – в эпоху освоения человеком способов добычи и обработки металла. С развитием литейного производства художественное литьё постепенно выделилось в отдельную отрасль со своими специфическими способами формовки модели, методами литья и выбором металла.
Основные технологические приёмы художественного литья вырабатывались при изготовлении изделий из бронзы – с древнейших времён самого употребимого сплава для художественных изделий. С 4 в. для изготовления небольших изделий, гл. обр. бытового назначения, начали обращаться к олову. Об этом свидетельствуют находки из коптских гробниц (4–7 вв.). И в более поздние времена из олова отливали предметы, очень похожие на серебряные, но значительно менее дорогие. Сохранились литые изделия 16–19 вв., отличающиеся мягкостью форм, проработкой деталей рельефа благодаря искусно выполненной гравировке. Наиболее распространённые предметы художественного литья – чаши, сосуды, кубки, медали и т. п.
Э. М. Фальконе. Памятник Петру I («Медный всадник») в Санкт-Петербурге

В 17–18 вв. в искусстве художественного литья большое место занимали произведения парковой скульптуры. Фигуры, украшавшие парки Петродворца, Версаля, создавались из свинца, текучесть которого использовалась для достижения эффекта воздушности складок одежды, проработанности черт лица, естественности волос в искусных причёсках. Начиная с 15 в. развивалось чугунное литьё в Германии, затем в других странах Европы, а с кон. 17 в. и в России. Из чугуна изготовлялись парковые скульптуры, решётки, ограды, садовая мебель, надгробия и пр. Литые изделия из чугуна (более массивные, но и более дешёвые, чем бронзовые) отличаются индивидуальной выразительностью и широко распространены в городских и парковых ландшафтах. В России и за рубежом наиболее известны изделия художественного литья Каслинского завода на Урале, производящего с сер. 18 в. чугунные скульптуры как по моделям известных памятников, так и оригинальные художественные изделия. Шедеврами российского художественного литья по праву считаются «Медный всадник» – памятник Петру I работы Э.-М. Фальконе (1782) и скульптурные конные группы на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге П. К. Клодта (1849—50).

Источник: Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

Вы знали что это такое?