Изобретение автомобиля и паровоза

Пропагандируя как можно более широкое использование паровых машин, Уатт тем не менее был противником их применения на транспорте. Его опасения имели основания: взрывы паровых котлов в то время были нередким явлением. Но остановить технический прогресс было нельзя.

В 1770 г. французский инженер Ж. Кюньо построил первую самодвижущуюся тележку, предназначенную для передвижения артиллерийских орудий. «Тележка Кюньо» приводилась в движение силой давления пара и была первым (паровым) автомобилем. Она была очень громоздкой, трудноуправляемой и при первом же испытании налетела на стену (рис. 85). Несмотря на это, все были в восторге. Парижская газета «Указатель» так охарактеризовала «тележку Кюньо»: «Столь велика была сила ее движения, что невозможно было управлять ею. Встретивши на своем пути каменную стену, она с легкостью ее сокрушила».

Первая паровая тележка

Через некоторое время то в одном, то в другом городе стали появляться паровые дилижансы — автомобили с паровым двигателем, предназначенные для регулярной перевозки пассажиров по определенным маршрутам. Почувствовав угрозу своему бизнесу, владельцы конных дилижансов сразу же повели борьбу с новым видом транспорта. Важным аргументом против него послужил взрыв парового котла, который произошел на одном из новых дилижансов в 1834 г. в Шотландии. В этой катастрофе пострадало 5 человек. Газеты того времени постарались придать этой аварии как можно более ужасный вид, изобразив на рисунке десяток разных людей с оторванными руками, ногами и даже головами.

Поддавшись давлению определенных влиятельных кругов общества, английское правительство решило резко ограничить свободу передвижения паровых автомобилей. С этой целью оно ввело специальный налог на их использование и утвердило новые правила дорожного движения:

  1. Впереди каждого парового дилижанса, на расстоянии пяти метров, должен идти человек с красным флажком. При встрече с каретами или всадниками он должен предупреждать путников о том, что за ним следует паровик.
  2. Машинистам дилижансов строго воспрещается пугать лошадей свистками. Выпускать пар из машин разрешается только в случае отсутствия на дороге лошадей.
  3. Скорость движения парового автомобиля не должна превышать в деревне 6 км/ч, а в городе — 3 км/ч.

Но не только конные дилижансы были врагами первых автомобилей. Окончательный удар по ним был нанесен их «младшим братом» — паровозом.

Первый паровоз

Судьба паровоза тоже была непростой. Первый паровоз (рис. 86) был сконструирован в 1803 г. английским изобретателем Ричардом Тревитиком. Масса паровоза составляла 5 т, и, когда его стали использовать на конной чугунной дороге, он начал ломать рельсы. Через 5 лет Тревитик построил новый паровоз. Он назывался «Поймай меня, кто может!» и развивал скорость до 30 км/ч. Однако заинтересовать промышленников своим изобретением Тревитику не удалось. Его паровоз использовался лишь в качестве аттракциона, перевозя по небольшой кольцевой дороге тележку с несколькими пассажирами. Не имея поддержки, Тревитик разорился и в 1816 г. уехал в Южную Америку.

Из-за несовершенства конструкции, а также отсутствия под ходящих железных дорог паровоз Тревитика не убедил его современников в перспективности нового вида транспорта. В технических кругах того времени многие по-прежнему считали, что паровоз с гладкими колесами не сможет тянуть вагоны, вес которых превышает вес паровоза. Считая, что колеса паровоза при движении поезда должны за что-то цепляться или от чего-то отталкиваться (чтобы не было проскальзывания), некоторые конструкторы стали разрабатывать паровозы со специальными «ногами»-толкачами, паровозы с зубчатыми колесами (движущиеся по зубчатой рейке) и т. п. Вскоре, однако, путем специальных опытов удалось доказать, что сила трения ведущих колес самодвижуще-гося экипажа (включая паровоз) значительно превышает силу трения ведомых колес. Отсюда следовало, что паровоз способен создать силу тяги, достаточную для перемещения вагонов, вес которых превышает вес паровоза. Применение зубчатых колес стало ненужным, и изобретатели вновь вернулись к конструкциям с гладкими колесами.

Решающая роль в развитии парового железнодорожного транспорта принадлежит английскому конструктору и изобретателю Джорджу Стефенсону (1781—1848). Строительством паровозов он начал заниматься с 1814 г. В 1823 г. им был основан первый в мире паровозостроительный завод. Под руководством Стефенсона были построены железные дороги, по которым стали ходить его паровозы. А когда в 1829 г. состоялись соревнования лучших локомотивов, первое место среди них занял паровоз Стефенсона «Ракета» (рис. 87). Его мощность составляла 13 л.с., а максимальная скорость достигала 47 км/ч.

Паровоз Стефенсона

Огромная прибыль, приносимая железнодорожным транспортом, развеяла сомнения в его выгодности даже у самых активных противников паровозов. Те лорды, которые раньше всячески мешали прокладывать железную дорогу через свои земли, теперь были готовы пропустить трассу даже «через свою собственную спальню».

В России первый паровоз был построен в 1834 г. крепостными мастерами-самоучками отцом и сыном Е. А. и М. Е. Черепановыми.

На протяжении более ста лет паровозы были главным транспортным средством как у нас в стране, так и за рубежом. Выпуск паровозов в нашей стране был прекращен лишь в 1956 г., когда они стали заменяться электровозами и тепловозами. Паровые машины на этих локомотивах уже не использовались. Вместо них стали применять электрические двигатели (на электровозах) и двигатели внутреннего сгорания (на тепловозах).

1. Кем был изобретен первый автомобиль? Какой двигатель использовался на нем? 2. Что вы знаете об истории создания паровозов? 3. Какие двигатели используют на электровозах и тепловозах?