Направляющий аппарат компрессора это
неподвижный лопаточный венец, устанавливаемый за рабочими колёсами осевого компрессора. Назначение Н. а. к. — преобразование части кинетической энергии потока в потенциальную, изменение направления потока за рабочим колесом данной ступени для подачи к рабочему колесу следующей ступени под заданным углом. Н. а. к., устанавливаемый за рабочим колесом последней ступени компрессора, называют его спрямляющим аппаратом (СА) и предназначен для раскрутки потока до осевого направления.
В зависимости от угла поворота потока СА, могут быть одно-, двух- или трехрядными. Для обеспечения заданной кинематики потока перед компрессором используется еще входной направляющий аппарат.
В многоступенчатых высоконапорных компрессорах Н. а. к. используется ещё и для регулирования их работы на нерасчётных режимах. В этом случае лопатки Н. а. к. или их выходные части выполняются поворотными относительно своих продольных осей, что позволяет изменять их углы установки с тем, чтобы обтекание лопаток самих Н. а. к., так и примыкающих рабочих колёс регулируемых ступеней происходило без срыва потока и существенного повышения потерь. Кроме того, регулирование компрессора улучшает согласование работы различных групп ступеней компрессора. Благодаря регулированию удаётся: обеспечить необходимый запас газодинамической устойчивости двигателя и поддержать высокий уровень его кпд в заданном диапазоне режимов двигателя; получить заданную зависимость расхода воздуха от частоты вращения ротора; облегчить запуск газотурбинного двигателя; устранить повышенные вибронапряжения на лопатках компрессора.
Источник: Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.