Земной резонанс вертолёта это
самовозбуждающиеся связанные колебания лопастей винта вертолёта в плоскости его вращения и фюзеляжа или другой поддерживающей винт, конструкции, вызывающие перемещения втулки винта в плоскости его вращения. Колебания лопастей происходят из-за наличия вертикальных шарниров или собственно упругости (при бесшарнирном креплении), перемещения втулки в результате колебаний фюзеляжа вертолёта на шасси или упругих деформаций конструкции.
Термин «З. р.» возник в связи с тем, что разрушения вертолётов и автожиров наиболее часто возникали на земле при колебаниях на шасси.
При работе на месте для одновинтового вертолёта возможны 2 зоны неустойчивости, соответствующие двум частотам собственно поперечных колебаний фюзеляжа на шасси:
p1 ≈ 0,3(ω) и p2 ≈ (ω),
где (ω) — максимальная частота вращения винта. Устранение «З. р.» в первом случае достигается одновременным увеличением демпфирования лопастей винта и шасси. Во втором случае, когда амортизаторы шасси не работают, увеличением демпфирования только в вертикальных шарнирах зона неустойчивости не устраняется. Достаточный запас от (ω) до нижней границы зоны неустойчивости обеспечивается за счёт подбора частот собственно колебаний фюзеляжа и лопастей.
На режимах движения вертолёта по земле (руление, разбег, пробег) появление «З. р.» возможно из-за снижения частот собственно колебаний в результате изменения динамической реакции катящегося пневматика. «З. р.» может возникнуть также при колебаниях вертолёта с отрывом пневматиков от земли. Появление «З. р.» возможно и в полёте, если частоты собственно колебаний конструкции меньше (ω). При этом перемещения втулки в плоскости вращения вызываются упругими колебаниями фюзеляжа (при продольной схеме вертолёта), вала верхнего винта (при соосной схеме), крыла или фермы (при поперечной схеме), хвостовой балки (при одновинтовой схеме с рулевым винтом, имеющим шарниры, аналогичные вертикальным шарнирам несущего винта).
При расчётном определении границ зон неустойчивости движение лопастей может быть описано системой однородных линейных дифференциальных уравнений 2-го порядка с периодичным коэффициентом. При числе лопастей винта n(≥)3 они сводятся к уравнениям с постоянным коэффициентом Для n = 2 характерно наличие дополнительных зон неустойчивости. Исследование «З. р.» для них затруднено, так как переход к уравнениям с постоянными коэффициентами неизвестен.
Для подтверждения отсутствия «З. р.» проводят специальные испытания вертолёта, при которых обследуют все критические режимы его работы.
Источник: Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
Видео
Земной резонанс вертолета
Ka-31 crash
Наземные испытания вертолета привели к его полному разрушению
Пятый опытный образец вертолета Ми-171А2 совершил неудачную посадку на Эльбрусе
Крушение, падение вертолета. Погибли 4 человека.
Вертолёт Ми-4. Аварийный отстрел лопастей. (1958)/ Mil Mi-4 helicopter. Emergency shoots off blades
Большая подборка крушений вертолётов аварийных посадок 2018
Вихревое кольцо - 2
Ми 8 Работа лопости (автомат перекоса) СМОТРЕТЬ ДО КОНЦА !!!
🚁 ОБЗОР «ОРЛАН 2». Российский вертолёт, не имеющий конкурентов в своём классе.
"ДОМ" самый массовый док.фильм запрещенный к показу на ТВ в 36 странах Мира
Посадка вертолёта в режиме авторотации. @belenkur
Вертолет Ми-8 перед падением в Ульяновске сняли на видео
🚁 ОБЗОР ВЕРТОЛЁТА H130. Честный обзор вертолета компании Airbus Helicopters. Сдал все секреты!!!
Резонанс Шумана – мистическая реальность. Не звук Земли
Ка-15.
Самый дальний 25-й рейс Ingenuity, Perseverance достиг дельты реки [новости космоса]
Эволюция вертолетов ОКБ Камова (от Ка-8 до Ка-137)
Крылья России - Вертолёты. Воздушные вездеходы. Фильм 13 / Wardok
🚁 ОБЗОР ВЕРТОЛЁТА «АНСАТ». Вы кого хотели обмануть?