Скорость локомотива
Скорость тепловоза и электровоза определяется специальным прибором – скоростемером. Самопишущий скоростемер, устанавливаемый на современных мощных пассажирских локомотивах,– это универсальный прибор. По его циферблату определяют скорость локомотива, близкую к скорости в данный момент (в километрах в час), а по графику, автоматически записанному на специальной ленте,– скорость на протяжении всего рейса. Кроме того, в циферблат скоростемера вмонтированы часы со шкалой, разделенной на 24 части, и указатель километров, пройденных локомотивом за данный рейс. Привод к скоростемеру осуществляется от сцепного колеса локомотива (рис. 10). Движение колеса передается скоростемеру при помощи пальца, ввернутого в ступицу колеса. При вращении колеса палец приводит во вращение червячный редуктор, т. е. механизм, благодаря которому число оборотов приводного вала скоростемера оказывается меньше числа оборотов колеса локомотива. Этот редуктор представляет собой соединение червячного винта и зубчатого колеса (рис. 11).